На форуме «Российская креативная неделя: Дальний Восток» обсудили продвижение творческого контента и завоевание популярности у аудитории. Спикером мероприятия стал концептуальный художник, историк, продюсер и сооснователь студии Hero4Hero Роман Иванищев.
Он рассказал о том, как идея выпускной работы превратилась в целый медиамир и несколько успешных краудфандинговых кампаний.
Студия Hero4Hero работает во Владивостоке и популяризует историю открытия и освоения дальневосточных земель России. Интерес к событиям прошлых веков возник случайно — нужно было придумать что-то уникальное в духе современного искусства.

«Создание графических романов началось для меня в 2015 году. Я вместе с моим соавтором и другом Ксенией Фроловой учился во Владивостоке, в центре современного искусства „Заря“. Нашим выпускным проектом должен был стать креативный продукт про Дальний Восток, оформленный не так, как у остальных участников группы. Требовалась не только уникальная тема, но и нестандартная подача. Будучи историком по образованию, я предложил рассказать про освоение Дальнего Востока, но в арт-формате — рисунками», — рассказал Роман Иванищев.
Ставка на эмоции оказалась успешной. Вскоре появился первый том графического романа «Невельской: плоды воображения». История об адмирале Геннадии Невельском, который исследовал Амур и погружался в культуру коренных народов Дальнего Востока, перемежается интерлюдиями о восстании в племени айнов. У каждого персонажа своя сюжетная линия и концепция. Уникальный визуальный стиль, вдохновлённый эстетикой BD (рисованных полос), завоевал сердца читателей. Качественная типографская работа добавила приятных эмоций: книгу приятно держать в руках.

Чтобы издать первый том, авторы объявили краудфандинговый сбор, и он оказался успешным. В дальнейшем потребовалось ещё несколько кампаний, и все они завершились удачно. Сегодня «Невельской: плоды воображения» — это мультимедийная вселенная. В неё входят манга, цикл выставок и лекций, видеоподкаст, проект полнометражного анимационного фильма и даже песня.
«В 2022 году мы устроили гастроли по Хабаровскому краю, посетили ряд городов, школ и музеев. Мы везде показывали наши выставки, посвящённые первой части манги. И когда получили массу положительных откликов от детей, поняли: вот оно. Мы угадали. Мы рассказали историю, понятную нам, но языком, понятным молодому поколению», — подчеркнул художник.
Графические истории сегодня — один из самых востребованных типов креативного контента. Спрос на комиксы растёт на 6–11% в год, а пик популярности пришёлся на первый ковидный локдаун весной 2020 года. Мировой оборот индустрии визуальной литературы составляет миллиарды долларов, и Россия является крупным потребителем такой продукции.

Самым популярным комиксом в РФ является именно манга. Но на нашем рынке она представлена в основном изданиями азиатских стран. А вот в отечественной индустрии наблюдается кризис идей. Поэтому для создателей русскоязычных графических романов это может стать огромным полем деятельности.
Сегодня миссия студий, работающих в этом направлении, — популяризировать среди молодого поколения реальных героев локальной и общероссийской истории, сделать их видимыми в поле общероссийской культуры, вернуть мифологию места в повседневность. На Сахалине сохраняется большой пласт культуры коренных малочисленных народов Севера, которая становится источником вдохновения для дизайнеров, писателей, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Главное — правильная подача и нацеленность на аудиторию.
«Креативный контент должен быть оригинальным, интересным, эмоциональным и качественным. Но успех вашего продукта зависит от языка презентации. Любая история, какой бы захватывающей она ни была, обречена на провал, если люди не поймут и не прочувствуют её. Успех нашего проекта „Невельской: плоды воображения“ связан с тем, что мы рассказали историю, понятную и близкую нам, но на языке, доступном молодому поколению. Мы сумели угадать с форматом, передающим эмоции, и зацепили внимание молодёжи», — поделился Роман Иванищев.
Фото: правительство Сахалинской области